Майе Санду нужно воспользоваться моментом, пока ее популярность в стране высока, и на этой волне быстро провести парламентские выборы, получив около половины, а если «подсобят» представители молдавской диаспоры за границей – и более половины голосов. Додон хочет того же, но с оттяжкой в несколько месяцев, чтобы народ убедился в неспособности команды М. Санду управлять страной.
Для того, чтобы добиться желаемой цели, Санду пошла в политической игре на нестандартную комбинацию, призвав прозападные силы дважды отклонить кандидатуру премьера, которую она, Санду, предложит. Таким кандидатом стала экс-министр финансов в ее кабинете Н. Гаврилица, имеющая хотя и небольшой, но все же опыт руководящей работы в правительстве – начальником управления, госсекретарем Минобразования, а затем и министром финансов.
ПСРМ и «Pentru Moldova» И. Шора ответили выдвижением своей кандидатуры – М.Дурлештяну, выступившей значительно раньше Н.Гаврилицы, еще при Воронине, министром финансов. Поскольку М. Дурлештяну известна, как одна из богатейших женщин Румынии и неоднократно попадала в списки румынского «Форбс», то есть основания предполагать, что Додон, который, по существу, сам в последние годы, особенно с уходом со сцены В.Плахотнюка, стал олигархом, выдвинул себе на смену другого такого же олигарха. Воспользовавшись этим, М. Санду попыталась развить эту выгодную для себя ситуацию: она обвинила ПСРМ и «Pentru Moldova» в том, что в их рядах – люди, имеющие проблемы с законодательством или подвергаемые в прошлом давлению со стороны, и отказалась соглашаться с формированием этого большинства.
Однако провал кандидатуры Н. Гаврилицы, на что рассчитывали и М. Санду, и сама Н. Гаврилица, повлек за собой неожиданные осложнения. Новым препятствием для планов Санду стала позиция Конституционного суда. Депутат ПДС О. Нантой попытался оспорить в КС его же решение от 6 августа 2020 года, обязывающее президента выдвинуть в премьеры ту кандидатуру, которую ему предложит парламентское большинство. Но, несмотря на то, что председатель КС Д. Маноле – открытая сторонница М. Санду, даже она не выдержала. Получалось, что Конституционный суд, по запросу даже не группы и не фракции, а депутата парламента, должен отменить собственное же, полугодовой давности решение. Так, чего доброго, можно и во времена Плахотнюка вернуться, когда он вертел Конституционным судом, как хотел. Кроме того, Д. Маноле, по-видимому, не забывает, что она была выдвинута на свой пост вовсе не М. Санду, а ее теперешним конкурентом А. Нэстасе. И Конституционный суд решил указать О. Нантою, а заодно и ПДС, их место: в ответе Д.Маноле разъяснялось, что только сам суд по своей инициативе волен что-то менять в своих решениях, но никак не по запросу депутатов. Свое решение по запросу ПСРМ о законности созданного ими с «Pentru Moldova» парламентского большинства КС пообещал изложить 23 февраля 2021 года, предварительно запретив парламенту проводить заседания до этой даты.
Собственно, основных вариантов развития ситуации сегодня три. Все они прямо зависят от решения Конституционного суда по запросу О. Нантоя о «формализованном большинстве».
Вариант первый. Конституционный суд считает, что созданное Додоном и Шором «формализованное большинство» незаконно, так как в нем есть люди, чья деятельность позволяет обвинить их в причастности к коррупции, либо которые были вынуждены вступить в это большинство под давлением. В этом случае он соглашается с мнением президента М. Санду. Это позволяет ей не отзывать кандидатуру Н. Гаврилицы на пост премьера и призвать депутатов голосовать против ее потенциального кабинета вторично. Если депутаты повторно согласятся с данным мнением, то Санду распускает парламент и объявляет дату досрочных выборов. Этот вариант сегодня наиболее вероятен, поскольку председатель КС Д. Маноле также известна, как сторонница проевропейского курса. Чтобы не ломать данный сценарий, западные посольства сейчас активно убеждают А. Нэстасе отказаться от «самовыдвижения» личной кандидатуры на пост премьера.
Вариант второй. Конституционный суд считает «формализованное большинство» Додона и Шора законным. В этом случае президент М. Санду будет вынуждена назначить М. Дурлештяну кандидатом в премьеры и поручить ей сформировать правительство, представив его программу. Это означает, что правительство М. Дурлештяну почти наверняка будет поддержано парламентским большинством и просуществует до следующих парламентских выборов весной 2023 года. Досрочных парламентских выборов в этом случае не будет.
Вариант третий (резервный). После невыгодного для себя решения Конституционного суда, Додон добивается согласия московских партнеров на голосование «за» правительство Н. Гаврилицы. В этом случае оно просуществует несколько месяцев – до лета или, возможно, до осени, так как в крайне тяжелой социально-экономической обстановке просто утонет под грузом многочисленных проблем, которые ему придется решать. Как результат: спустя несколько месяцев популярность М. Санду, выдвинувшей Н. Гаврилицу, и самой Гаврилицы – существенно снизится. Когда это станет очевидным для всех, то позволит Додону и Шору выдвинуть кабинету вотум недоверия и отправить его в отставку. Тогда Санду во второй половине года или, в крайнем случае, до конца 2021 года объявит о роспуске парламента и назначении новых выборов, на которые как ПСРМ, так и ПДС пойдут со значительно снизившимся рейтингом популярности.
Столкнувшись с угрозой утверждения своего состава правительства парламентским большинством, что совершенно не входит в планы команды М. Санду, Н. Гаврилица попыталась перехитрить социалистов. Она объявила, что будет премьером месяц-другой, а потом все равно уйдет в отставку и тем спровоцирует досрочные выборы. Но такой план практически не меняет дела. Даже если Гаврилица и вздумает быстрее уйти в отставку, то по закону все равно останется премьером, теперь уже и.о., вплоть до назначения через несколько месяцев нового кабмина уже новым парламентом. А, значит, все равно будет со своим правительством нести всю ответственность за ситуацию в стране, что неизбежно при таком развитии событий ударит рикошетом по популярности Майи Санду, чьим кандидатом она является, и снизит шансы ПДС на безоговорочную победу на досрочных выборах.
По существу, М. Санду и Н. Гаврилица попали в трудную для себя ситуацию и теперь, как ни странно, полностью зависят от решения московских кураторов Додона. Если в Москве возобладает мнение, что досрочные выборы в Молдове необходимы как можно скорее, то Додон получит указание «провалить» кабинет Н. Гаврилицы вторично, и тогда плебисцит состоится уже в конце весны – начале лета. Но если под влиянием аргументов Додона Москва решит подождать с выборами, то кабинет Н. Гаврилицы станет неприятной для Санду реальностью, от которой будет, как мы показали, не так просто избавиться. А Додон, как можно легко понять, будет предпринимать титанические усилия, чтобы убедить покровителей пока подождать с выборами – ведь рейтинг ПСРМ довольно заметно снизился. Теперь эта партия уже только вторая в рейтинге популярности жителей Молдовы. И если выборы провести «побыстрее», то ПДС существенно укрепится, а вдобавок в парламент может попасть «Наша партия» Р. Усатого, который уже видит, как отомстит Додону за все, что тот делал и говорил против него в прежние годы. Так что, предположительно, сейчас Додон разъясняет кремлевским политикам, что победа ПДС на парламентских выборах приведет к невиданному росту антироссийских настроений, а также обострению ситуации вокруг Приднестровья. Усиление позиций Усатого в Молдове – тоже аргумент Додона в его дискуссиях с кураторами: «Вы хотите увидеть в парламенте РМ человека, которого сами же объявили в розыск за совершенные преступления?»
В общем, вопрос, кого в Молдове в решающий момент поддержит Москва – Додона или Санду – пока остается открытым. Молдавским политикам и избирателям предстоит немало поволноваться, прежде чем они увидят, какой все-таки вариант развития событий был выбран в этой шахматной игре.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий