Начало новой парламентской сессии сразу вернуло к жизни едва ли не главную интригу молдавской политики наших дней: кто быстрее распустит парламент, Санду или Додон? Это – нечастый случай, когда противоборствующие группировки преследуют, по существу, одну и ту же цель, но намерены извлечь из ее достижения диаметрально противоположные выгоды.
Президент М.Санду, рассчитывая выполнить как можно скорее одно из своих главных предвыборных обещаний – добиться скорого роспуска парламента, а затем получить (впрочем, непонятно, каким образом) парламентское большинство, показала, что готова для этого использовать любые средства. В том числе даже совершенно алогичные, противоречащие понятию парламентской борьбы. Мы имеем в виду выдвижение Н.Гаврилицы, ее бывшего министра финансов, которую, по задумке Санду, парламент должен был дважды провалить и тем добиться желанного роспуска. Санду не волновало, что в глазах немалой части избирателей она будет выглядеть нелепо, призывая фракцию ПДС не голосовать за кандидата от той же ПДС (кстати, вдобавок, еще и вице-председателя ПДС). Цель в ее глазах явно оправдывает средства. Так же думает, судя по ее поведению, и сама Н.Гаврилица. Заодно Санду рассчитывала увидеть, хотят ли на самом деле социалисты скорейшего роспуска парламента, как они о том заявляли.
Основания для недоверия социалистам у Санду имелись. И.Додон, в бытность свою президентом, а теперь – лидером ПСРМ, заявлял относительно выборов противоположные вещи. Он то собирался проводить выборы осенью, то утверждал, что они состоятся летом, а однажды, уже недавно, успел обронить, что если правительство утвердят, оно отработает весь срок до новых парламентских выборов, то есть, до февраля 2023 года. Видно было, что Додон еще сам не решил, какого же курса ему придерживаться.
Однако очевидно одно: главной целью Додона было оттянуть выборы на как можно более поздний срок, чтобы кабмин, во главе с Н.Гаврилицей, предложенный М.Санду, поработал хотя бы несколько месяцев и показал свою несостоятельность и слабость. После чего его можно было бы отправить в отставку и спокойно идти на выборы, зная, что имидж Санду в глазах избирателей уже колоссально подпорчен.
Карты Додона неожиданно перепутали в России. Как известно, многолетний куратор Молдовы, генерал СВР В.Чернов, возглавлявший Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, был отправлен В.Путиным в отставку, ввиду достижения предельного возраста пребывания на госслужбе. Хотя преемник Чернова еще не назначен, но плоды этого смещения проявились немедленно. Перед вылетом в Москву, в самый день голосования за кабинет Н.Гаврилицы, Додон сообщил, что ПСРМ не будет вотировать за неё, а выдвинет собственного кандидата, экс министра финансов в кабинете З.Гречаной – М.Дурлештяну. Последняя, как утверждается, является кумой Гречаной. Как видим, создалась ситуация, когда левый и правый лагеря молдавской политики выдвинули своими кандидатами птенцов воронинского гнезда (Гаврилица при Воронине работала начальником управления в правительствах В.Тарлева и З.Гречаной). И оба этих «птенца» долго и успешно в постворонинский период трудились на Западе. Но, следует признать, Дурлештяну превзошла свою «конкурентку», не только намного раньше Гаврилицы сделавшись министром, но и став одной из богатейших женщин Румынии, чьей гражданкой она является.
Неожиданный поворот событий, однако, не смутил Санду и ее выдвиженку. Многочасовое заседание парламента, на котором Н.Гаврилица, впервые в молдавской политике, после презентации своей программы призвала, по сути, не голосовать за себя и свой кабинет – принесло им ожидаемые плоды. За кабинет Н.Гаврилицы проголосовали 0 депутатов. Абсолютным фальстартом выглядело в этой ситуации «самовыдвижение» в премьеры лидера Платформы ДА А.Нэстасе. Воображая себя «спасителем страны», Нэстасе и его окружение не поняли, что надобность в них уже отпала. Они выполнили свою миссию: привели ПДС и Санду в парламент и кресло президента. Ни к чему Нэстасе ныне и социалистам, ведь их главная мишень теперь –Санду, а Нэстасе бы просто отвлекал от нее внимание широкой публики. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Поэтому, на «самовыдвижение» Нэстасе не обратили никакого внимания.
Зная, что Санду будет искать в действиях оппонентов, прежде всего, несоответствие положениям действующего законодательства, а лучше – сразу статьям Конституции, социалисты постарались на этот раз сделать все, согласно Основному закону. Они, возможно, под нажимом Москвы, образовали формальную коалицию с Партией Шор, составив парламентское большинство из 54 депутатов (вопреки былым утверждениям Додона, что такая коалиция невозможна, так как Шор, дескать, вор и соучастник кражи миллиарда). Эта коалиция официально выдвинула М.Дурлештяну кандидатом в премьеры от новосформированного парламентского большинства, рассчитывая, что, в соответствии с решением Конституционного Суда РМ от 6 августа 2020 года, президент (в данном случае – М.Санду) не будет иметь права отклонить выдвинутую формализованным большинством кандидатуру в премьеры.
Но оказалось, что данный вариант команда Санду предусмотрела. Спустя несколько часов, сама президент пояснила журналистам, что есть сомнения в законности этого парламентского большинства – «обоснованные подозрения» в отношении вовлеченности в коррупционные сделки некоторых его членов. А отдельные депутаты вполне могли это сделать под давлением (явно имея в виду Ш.Гацкана, которого социалисты летом 2020 года буквально выцарапали шантажом и угрозами из возникшей как на дрожжах группировки А.Канду). Социалисты, обычно оперативно реагирующие на подобные обвинения и немедленно выступающие с ответными выпадами, как ни удивительно, до сих пор не смогли придумать ничего связного, чтобы отмести их, посулив только, что они скоро непременно обратятся в Конституционный суд за разъяснениями по поводу «узурпации власти» со стороны Санду.
Новым доводом не в их пользу стало признание выдвинутого ими же кандидата М.Дурлештяну в том, что она «не нуждается» в поддержке «Партии Шор» (а это 15 депутатов). Вкупе с запросом депутата О.Нантоя (ПДС) о том, что из себя представляет такое «формализованное большинство», все это сразу ставит социалистов, претендующих на оттягивание выборов, в невыгодное положение. Хотя никаких конкретных фактов причастности кого-либо из социалистов к коррупционным сделкам Санду не представила, но история с грубым давлением социалистов на Гацкана действительно имела место. А председатель КС Д.Маноле, как хорошо известно, является в политическом плане союзницей М.Санду, и ее мнение может оказаться первостепенным при принятии решения судом. Суждения известных юристов-конституционалистов страны в этой ситуации разделились. Одни поддержали М.Санду, другие склоняются в пользу социалистов. Это тоже оставляет Санду и Маноле место для маневра.
М.Санду не замедлила воспользоваться такой возможностью. Она тут же, не дожидаясь решения Конституционного суда, повторно выдвинула Н.Гаврилицу в премьеры. Следом за этим должно появиться и решение КС, которое, скорее всего, тоже будет, по расчетам Санду, в ее пользу. Таким образом, в случае второго провала Н.Гаврилицы, Санду, в качестве главы государства, сможет издать указ о роспуске парламента и провести новые выборы уже весной-летом 2021 года. Правда, это никак не гарантирует ей большинства в новом парламенте, так как по всем опросам ПДС очень далека от получения в нем 51 мандата, а вступать в коалицию с кем-либо она не желает. Но сторонники Санду это сегодня упорно игнорируют, хотя уже в недалеком будущем им придется с данной суровой реальностью столкнуться.
Что касается социалистов и стоящей за ними Москвы, то они попали в сложное положение. Хотя пока и контролируют правительство, где все министры, включая и.о.премьера А.Чокоя, назначены еще Додоном, но повлиять на решение КС никак не могут. Это значит, что в случае принятия неблагоприятного для них решения КС, которое позволит Санду, в случае повторного отклонения кандидатуры Гаврилицы, все-таки распустить парламент, ПСРМ придется подчиниться и идти на досрочные выборы. В этом новом законодательном органе единственным союзником ПСРМ, скорее всего, останется Партия Шор. «Наша Партия» Р.Усатого, которая, благодаря нарциссическому самолюбованию Додона в течение года неограниченной власти, сумела укрепить ряды своих сторонников и резко увеличить рейтинг лидера, попадет в положение, когда М.Санду она не нужна, а вступать в союз с Додоном после всего, сказанного ими друг о друге, будет очень трудно. Шансы остальных партий попасть в новый парламент невелики.
Это говорит о том, что новый состав законодательного органа будет не менее мутным и неспособным на подлинные реформы, чем нынешний, давно скомпрометировавший себя. И даже те, кто сегодня активно ратует за скорейший роспуск парламента, очень скоро столкнутся с тем, что его преемники, по существу, мало чем отличаются от прежних. В этом М.Санду и ее пока еще многочисленным избирателям предстоит очень скоро убедиться.
Руслан ШЕВЧЕНКО,
политический аналитик, доктор истории
https://kommersantinfo.com/6425/kto-bystree-raspustit-parlament-sandu-ili-dodon.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий