В наших предыдущих материалах мы уже отмечали, что если Конституционный Суд не одобрит российский кредит Молдове, то это может повлечь за собой дальнейший переход в «группу Канду» депутатов из ДПМ. Это оправдалось. Как мы теперь знаем, на другой же день после соответствующего решения КС 4 депутата (В.Витюк, В.Иванова, Е.Бакалу, О.Сырбу) покинули ДПМ и объявили о своем присоединении к «группе Канду». Есть в ДПМ и другие желающие, но это будет зависеть от дальнейших политических успехов оппозиционеров. Кроме того, некоторые деятели ДПМ намерены дистанцироваться от партии, получив государственные должности, что предполагает приостановку членства в ней. Таким образом, в правящей коалиции, насчитывавшей первоначально 59 депутатов, осталось 54.
Несмотря на дальнейшее ослабление правящей коалиции, перед которой теперь замаячила реальная угроза самой уйти в оппозицию, как Президент И.Додон, так и его союзник по коалиции, лидер ДПМ П.Филип продолжают в унисон твердить, что развал правящей коалиции означает досрочные выборы. Так как и миноритарное правительство, о котором упомянул Додон, почти всегда недолговечно. Если поведение Президента Додона вполне логично: он хочет припугнуть оппозицию тем, что у них ничего не получится, досрочные выборы (неважно, когда, пусть и в 2021 г.), неизбежны, и они снова принесут почти такие же или даже еще лучшие результаты для ПСРМ, то курс, взятый лидером ДПМ П.Филипом, обрекает ДПМ на дальнейшую политическую изоляцию и ослабление. А значит, создает условия для выхода новых депутатов.
Они оба, однако, как и ряд наших политических аналитиков, не желают всерьез анализировать становящуюся теперь все более реальной перспективу, когда коалиция ПДС-Платформа ДА-Партия Шор-группа Канду+независимые получит парламентское большинство. А сказать об этом необходимо, так как до этого осталось уже только 4 депутата.
Попытаемся в общих чертах обрисовать, что это означает. Прежде всего, создастся необычная политическая ситуация. Президент – от теперь уже оппозиционной ПСРМ, чьим неформальным лидером он продолжает являться, и он сохранит свой пост по крайней мере до ноября 2020 г. Председатель Парламента от той же, теперь оппозиционной ПСРМ. Снять Председателя Парламента нельзя, так как у оппозиции нет нужного числа голосов (надо 68). А вот премьер-министр будет немедленно уволен, ибо он отстраняется простым большинством голосов, и будет заменен человеком из коалиции или компромиссной для всех ее членов фигурой. Кто это будет, пока говорить преждевременно, и сегодня речь не об этом. Назначение нового премьера означает, что он должен будет согласовать кандидатуры министров с каждой из партий нового парламентского большинства. После этого кандидат в премьеры представит свой состав кабинета Парламенту. Новое большинство свое правительство, разумеется, одобрит.
Тогда встанет вопрос, что будет делать в этой ситуации Председатель Парламента, который от оппозиционной ПСРМ. Либо проигнорирует заседание (тогда его будут вести кто-то из вице-председателей от правящей коалиции), либо попытается опротестовать решение о создании нового кабинета в Конституционном Суде. Либо это сделает Президент, который, по Конституции, своим указом должен утвердить состав нового кабинета. Так как КС контролируется теперь уже новой властью, то социалисты гарантированно проиграют.
Решение вопроса о правительстве в пользу правящей коалиции сразу изменит баланс сил не в пользу социалистов, потому что все силовые и контролирующие структуры власти автоматически перейдут в руки нового руководства. СИБ, МВД, Минобороны, Генпрокуратура, Национальный Центр Антикоррупции, которые теперь будут под его контролем, начнут, по молдавской проверенной политической традиции, оказывать сильнейшее давление на всех ставленников ПСРМ на разных этажах власти, в том числе в районах.
Особое внимание коалиция будет уделять давлению на Председателя Парламента, чтобы заставить З.Гречаную добровольно покинуть свой пост. Если она это не сделает сама, то против ПСРМ и ее лично постараются раскрутить уголовные дела, чтобы ей было не до политической деятельности. По поговорке «не до жиру, быть бы живу». В конечном счете, ее почти наверняка вынудят уйти в отставку.
В результате происшедшего Президент И.Додон, который начнет пытаться своими указами приостанавливать решения Парламента, руководимого коалицией, снова, как и при власти В.Плахотнюка, превратится в марионетку, которого будет «отключать» своими декретами Конституционный Суд. Все нужные решения будут проходить через Правительство и контролируемый теперь новой властью Парламент. Более того, все средства, которые Президент И.Додон ныне собирает для собственной кампании по переизбранию, будут теперь перенаправлены на его политическое «утопление» и оказание сильнейшего прессинга на членов ПСРМ, которые попытаются начать вести агитацию в его пользу.
Чтобы решающим образом осложнить положение И.Додона, новая власть постарается в кратчайшие сроки поменять весь состав Центризбиркома. Это означает, что все конфликтные ситуации на местах будут завершаться не в пользу социалистов.
Новая власть встанет перед вопросом – кого выдвинуть на пост Президента. Сегодня наибольшим доверием среди оппозиционных политиков с большим перевесом пользуется лидер ПДС М.Санду. В случае, если она сумеет преодолеть себя (что хотя и трудно, но возможно, если вспомнить, как в июне 2019 г. она согласилась передать пост Председателя Парламента той же З.Гречаной), то она станет единственным кандидатом от новой власти на пост Президента Молдовы и главным конкурентом И.Додона. Ей придется очень трудно, обосновывая перед своими избирателями, почему «группа Канду» и особенно Партия «Шор» тепреь превратились в ее союзников. Однако это возможно, если вспомнить, что еще весной прошлого года ПДС и Платформа ДА отказались от своего обязательства никогда не вступать в коалицию с социалистами и подписали 7 июня 2019 г. первое, а 16 сентября 2019 г. – и второе коалиционное соглашение с этой партией. Также «жизненной необходимостью» избавиться от власти И.Додона правящая коалиция объяснит и временный союз с Партией «Шор».
В условиях, когда крупный бизнес терпит колоссальные убытки от ЧП, в стране находятся десятки тысяч гастарбайтеров (скорее всего, многие из них останутся в Молдове и к ноябрю 2020 г.), а большая их часть – противники ПСРМ, а кроме того, Евросоюз, в особенности Румыния, а также Украина относятся крайне негативно к деятельности социалистов, описанный нами вариант прихода к власти оппозиции без всяких досрочных выборов отнюдь не выглядит несбыточным. Это понимает и Президент И.Додон. Недаром он об этом никогда и нигде говорить не желает.
Поэтому для решающего изменения ситуации в стране останется только дождаться итогов президентских выборов в США. Именно от этого зависит, какая будет власть в Молдове на следующие несколько лет. Если очередным Президентом США станет представитель Демократической партии, то И.Додон обречен вместе со своей партией. Ну а если их выиграет Д.Трамп, то молдавской оппозиции придется подождать. Скорее всего, несколько лет. Время покажет.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий